Статья
25.10.2024
В домах с лифтами хотят повысить платежи за капремонт, комментарии К.В. Крохина, «Dobro.press»
В России хотят изменить систему, по которой начисляют плату за капремонт. Планируется, что сумма в квитанциях будет зависеть от наличия в здании лифта. Жильцам таких домов придётся платить больше. При этом те, кто живёт без лифта, вряд ли сэкономят.
Сколько придётся платить?
В Минстрое обсуждают идею сделать плату за капремонт более «экономически обоснованной». В частности, производить начисления по-разному, в зависимости от наличия в доме лифта.
Если надбавку за лифты включат в плату за капремонт, в законе необходимо будет прописать поправочные коэффициенты, учитывающие этажность дома, срок изготовления и текущее техническое состояния лифта.
Если новую меру примут, для жителей многоэтажек рост оплаты может составить до 5%. Для домов без лифтов плата останется на прежнем уровне.
За себя и за соседа
Инициатива не проработана, отмечает в разговоре с Добро.Медиа председатель правления Союза жилищных организаций, член комитета по предпринимательству в сфере ЖКХ Торгово-промышленной палаты РФ, юрист Константин Крохин. Эксперт пояснил: деньги, которые россияне платят за капремонт, как правило, идут в общий котёл. Расходы превысили поступления, что и заставляет чиновников придумывать новые меры.
Региональный фонд капитального ремонта тратит их на те здания, где работы запланированы по графику. Так что россияне могут десятками лет платить за капремонт, но так не дождаться его в своём доме.
«Самый плохой, но самый реальный вариант – сборы повысят. Но никаких гарантий проведения капремонта в конкретном доме не будет. Потому что никто не знает, сколько денег будет в системе через 15 лет. Это невозможно посчитать. И людей, которые сейчас принимают решения, уже не будет на этих местах», – рассуждает Константин Крохин.
По словам эксперта, только в 14% домов собирают плату за капремонт на счёте дома – так решили жители на голосовании. Таким образом они накопили 240 миллиардов рублей. Периодически чиновники предлагают «заморозить» эти средства.
Необходимо искать варианты совершенствования системы капремонта и обсуждать их в экспертном сообществе, с участием представителей ресурсоснабжающих компаний, управляющих компаний, надзорных органов, говорит Константин Крохин.
Что происходит с лифтами?
Сроки службы лифтов обычно продлевают на три-пять лет, говорит Константин Крохин. И дело тут не только в недостатке средств – проблемы скорее системные.
«В 2025 году кончается срок эксплуатации 70 тысяч лифтов. Стольких же и в 2026-м, и в 2027-м. Это было известно ещё десять лет назад. При этом огромные деньги тратятся на фасады, благоустройство», – рассуждает Константин Крохин.
По словам эксперта, российская промышленность может производить 23-25 тысяч лифтов в год. Кроме того, в отрасли не хватает кадров.
Ещё одна проблема – лифты зачастую неправильно эксплуатируют. Просто не хватает квалифицированных специалистов, которые бы следили за состоянием техники. Кроме того, все высокоскоростные лифты в небоскрёбах – импортные.