Статья

15.10.2021

Чиновники нашли лазейку, чтобы не расселять людей из аварийного жилья, комментарии К.В. Крохина, «РЕН ТВ»


Российские чиновники устроили настоящий бюрократический кошмар для жителей аварийного жилья. Процесс расселения таких квартир не просто застопорился. В Минстрое нашли лазейку, как вообще не выдавать новое жильё, если старое здание ещё окончательно не рухнуло.

"А икона у нас тут? Чтобы не рухнуло все. Талисман", - говорят жители этого дома. Еще в 78-м местные, тогда еще советские власти приняли решение – людей расселять, жильё сносить. Прошло 43 года.

"Этот туалет давно уже проваливался с верхнего этажа вниз. Но никто ничего, вон, видно, что они заделали чуть-чуть, чтобы не падало окончательно", - говорят жильцы.

Капремонта здесь не было никогда. За несколько лет сменилось 5 управляющих компаний. Деньги собирали регулярно, но потом исчезали. Единственная радость – треснувший фасад красили почти каждый год перед Днем Победы. Впрочем, как выяснилось, не ради жильцов.

"Тут у нас на кладбище проезжали чиновники к 9 Мая. Там у нас захоронения военнослужащих, поэтому и красили", - говорит жительница Татьяна Каленкова.

Потом чиновники ездить перестали, и про дом забыли окончательно. Как и про эту конструкцию из гнилых досок на улице Рыдзинского в Якутске. Называть такое жильем в 2021 году даже немного стыдно, но по документам это именно жилой дом, еще и не аварийный.

"У меня соседка была, хотела поставить на учет аварийность дома. Но ей отказали, так как надо деньги платить, две с половиной тысячи, а у меня возможности нету этой - деньги заплатить", - говорит Айталина Салаева.

Но теперь и у тех, кто может заплатить за экспертизу, появилась еще одна проблема – приказ Минстроя "О порядке признания многоквартирных домов находящимися в ограниченно работоспособном техсостоянии". Проще говоря – специальная комиссия будет решать, можно ли еще пожить в ветхом доме.

"Чиновники, не имея возможности решить проблемы и задачи, поставленные президентом, пытаются путем бюрократического переименования лишить права на отселение тысячи людей", - говорит председатель правления Союза жилищных организаций Константин Крохин.

По замыслу Минстроя, ограниченно пригодные для жизни дома поставят на учет. А специалисты будут проводить регулярный мониторинг ветхого жилья. И здесь возникает вопрос - насколько мониторинг будет регулярным и дорогим. 

При том, что ветхий дом может рухнуть в любой момент. Как, например, в подмосковном Подольске. Находится на улице Народной, но условия здесь антинародные. Еще четверть века назад экспертиза признала - несущая балка прогнила на 75%. 

Впрочем, 75 - это же не 100. А значит, здесь еще можно пожить. Кто ответит за последствия, в Минстрое оперативно прокомментировать не смогли. По мнению экспертов, частично решить проблему поможет закон о комплексном развитии территорий. Схема простая - на месте аварийных домов инвесторы строят новые. И они же расселяют владельцев снесенных квартир. Но пока такие проекты - единичные. 

К поручению президента - как можно скорее вытащить людей из трущоб - чиновники подошли своеобразно. Зачем сносить, если можно просто перестать называть трущобами. Только принцип "скажи сахар - и во рту станет слаще" в реальном мире не работает.