Статья

05.01.2021

Власти московского региона хотят избавиться от бумажных уведомлений о штрафах, комментарии К.В. Крохина на Радио «Business FM»


Эту инициативу они объясняют экономией. В прошлом году на оплату электронных уведомлений из бюджетов ушло 157 млн рублей, а на оплату почтовых — больше 3 млрд. Не преждевременно ли такое нововведение?

Мэр Москвы и губернатор Подмосковья обратились к премьер-министру Михаилу Мишустину с просьбой внести изменения в статью КоАП о штрафах для граждан. Об этом говорится в письме, завизированном Сергеем Собяниным и Андреем Воробьевым, сообщает издание Baza со ссылкой на письмо.

Согласно документу планируется оставить только электронные уведомления о штрафах — те, что приходят в личный кабинет на портале госуслуг. Эту инициативу власти объясняют экономией, поскольку «Почта России» за свои услуги взимает комиссию, а больше половины бумажных отправлений невостребованы. Граждане закрывают свои долги в электронной форме. Но таких людей далеко не большинство даже в Москве.

Кроме того, онлайн-приложения не так безопасны, как мы думаем, и это отмечается в любом договоре с коммерческой организацией, говорит председатель Жилищного союза Москвы, юрист Константин Крохин. Он также подчеркивает, что у человека должен быть выбор — пользоваться бумажными уведомлениями о штрафах или электронными.

Константин Крохин
председатель Жилищного союза Москвы, специалист по проблемам ТСЖ и ЖКХ, юрист, член комитета ЖКХ Торгово-промышленной палаты

«Я отношусь к идее [властей столичного региона] отрицательно. Безусловно, есть определенное количество продвинутых граждан, которые пользуются всевозможными порталами, всякого рода онлайн-приложениями банков, но это выбор человека. Каждый раз, когда человек устанавливает себе электронное приложение и начинает пользоваться электронными каналами связи, будь то банки, будь то госорганы, он берет на себя риск, что в результате этих операций он что-то потеряет. Если вы посмотрите договоры с банками, если вы посмотрите любое приложение, которое вы приобретаете, скачиваете себе на какое-нибудь средство, то ответственность лежит на вас. По определению таких людей не большинство. У нас большинство граждан все-таки пользуются обычными способами получения квитанций, это бумажный вид, и обычными способами оплаты, ходят в тот же самый Сбербанк, в банкомат, либо к кассиру, операционисту. И вопрос в процентном соотношении людей, которые переходят на цифровые технологии, это вопрос времени. Торопить события не нужно, это будет прямое нарушение конституционных прав граждан. И конституция, и гражданско-процессуальный кодекс, и административный кодекс — все говорят о том, что гражданин в случае проведения в отношении него административного, судебного, уголовного судопроизводства, должен быть уведомлен. И уведомление во всех этих законах указано как письменное, под расписку, либо заказным почтовым уведомлением».

По статистике, которую приводят власти, в прошлом году на оплату электронных уведомлений по Москве и Подмосковью из местных бюджетов потратили 157 млн рублей, а на оплату почтовых — больше 3 млрд.