Статья

31.10.2019

Рынка независимых частных управляющих компаний в Москве нет. Статья К. В. Крохина на сайте «ЗАКОНИЯ»


На протяжении последних лет в Москве проблемы фиктивного и умышленного банкротства управляющих компаний с целью ухода от долгов перед ресурсоснабжающими организациями нет. Причина состоит в том, что в столице иная система управления – куда более жестко централизованная, и в Москве нет муниципальных районов, которые могли бы иметь компетенции в отношении управляющих компаний или иметь какие-либо связи с ними. Поэтому случаи двойных платежей в различные УК в столице практически сведены к нулю лет шесть назад, когда было введено лицензирование.

Двойные управляющие компании или заходившие на рынок без законного собрания, на основании фальшивых протоколов были «зачищены», им не выдавали лицензии. Законно или правильно – это другой вопрос, но практически сегодня самозваных управляющих компаний в Москве нет, и система федерального законодательства настолько зарегулировала этот рынок, что на нём в принципе нет случайных или частных управляющих компаний. Любая компания, получившая лицензию, и работающая в каком-либо районе, как правило, имеет определенные отношения с органом исполнительной власти, потому, что иначе им не выжить. Как известно, в Москве – единственном субъекте Российской Федерации сохранились субсидии, и если компания не имеет достаточного авторитета и связи с местной властью, она попросту их не получит, её бизнес прекратится в убыточный, и она из него уйдут. Тем не менее, в столице нет двойных платежек и в целом проблемы УК-клонов. 

Оборотной стороной такой жесткой централизации является то, что жильцы с трудом могут расстаться с управляющей компанией. В том числе судебная практика показывает, что судебные решения, зачастую не правильные, защищают именно управляющую компанию, а не граждан. Сдвинуть, поменять УК порой просто невозможно, так как прежде, чем придет новая по принятому протоколу собрания, пройдя достаточно длительную и сложную процедуру проверки с выходом Жилищной инспекции на место, а у органов жилищного надзора большие полномочия с точки зрения признания легитимности или нелегитимности управляющей компании, проходит очень много времени, и не факт, что это вообще произойдет.

У нас очень маленький процент активных людей, которые хотели бы сами управлять или поменять управляющую компанию, но они и сталкиваются с названными трудностями.  Власти предпочитают оставлять старые компании, которые к зиме, допустим, готовились, вопросов к ним нет, и поэтому людям приходится терпеть те управляющие компании, которые были раньше. В таких случаях, по сути, игнорируется волеизъявление граждан, предпочтение отдается «надежным», стабильным компаниям, хотя они из-за отсутствия конкуренции слабо клиентоориентированы и качество их услуг оставляет желать лучшего. То есть, рынка частных, независимых управляющих компаний в Москве нет.